Каждому субъекту государственности необходимо построение надежной системы экономической безопасности. От этого зависят взаимоотношения с партнерами на мировом рынке, защита финансовых активов на разных общественных уровнях, качество производства товарно-материальных ценностей, развитие науки, медицины и образования.
Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности являются мощными разрушающими факторами.
Реализованные дестабилизирующие действия криминальных структур, стихийные бедствия, глобальные кризисы, эпидемии и другие события оказывают негативное влияние на общий уровень жизни, промышленность, состояние общественных фондов, стабильность банковских систем и других финансовых институтов. Планирование и развитие экономики в каждой отдельно взятой стране, взаимодействие между государствами определяют общее состояние мировой экономики. Поэтому обеспечение экономической безопасности является ключевой и первоочередной задачей руководящего звена и международных организаций.
Классификация экономической защиты
Защита экономики классифицируется по нескольким критериям: структуре, юрисдикции, территориальности, средствам реализации, понятийным категориям. Структура включает пять блоков: международную, национальную, региональную экономическую безопасность, защиту экономики отдельного предприятия и частного лица.
Понятийные категории СЭБ выражаются следующими позициями:
- концепцией;
- национальными интересами Российской Федерации;
- угрозами;
- индикаторами;
- пороговыми значениями;
- средствами организации защиты;
- правовым обеспечением.
В международном сообществе созданы специальные организации типа ООН, ВТО и МВФ, которые обеспечивают экономическую безопасность странам. В рамках деятельности этих структур осуществляется регулирование кризисного противодействия, взаимовыгодного сотрудничества, свободы направлений развития национальных экономик, защиты от внешних и внутренних угроз экономической безопасности. На общую ситуацию влияют договоренности о свободных перемещениях товара и финансов. Международная система экономической безопасности обеспечивает устойчивость государств к масштабным кризисным ситуациям.
Защита национальной экономики подразумевает обеспечение стабильности нацвалют, развитие науки, декриминализацию общества, расширение производства, повышение жизненного уровня граждан. Для реализации этих целей необходимо наличие развитых производительных сил, стабильность хозяйственной отрасли, надежные связи между отдельными системными элементами.
На уровень экономического развития влияют грамотность правления властей, социально-демографические факторы, территориальное расположение, природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство.
Региональная безопасность экономики
В каждом отдельно взятом регионе Российской Федерации осуществляются комплексные мероприятия по обеспечению устойчивого и продуктивного развития, надежной защиты от угроз экономической безопасности. Региональную ситуацию в этой области определяют факторы относительной независимости от централизованных структур, контролирования ресурсов, уровень производства. Для достижения независимого статуса территориальные субъекты повышают качество выпускаемых изделий, эффективность предоставляемых услуг, стремятся к участию в международных и межрегиональных коммерческих сделках.
В регионах создаются благоприятные условия и гарантии для деятельности предпринимателей, производственных модернизаций, инвестирования капитала в научно-технические разработки и крупные финансовые проекты. Руководство регионов принимает на себя обязательства по борьбе с экономическими преступлениями и мошенничеством, контролю над распределением доходов, разработке действенных программ экономической безопасности.
Во избежание кризисной ситуации на региональном уровне особый акцент делается на предотвращение острых угроз экономике: производственного спада, снижения развития науки и техники, деиндустриализации, увеличения числа безработных, потери независимости продовольственного обеспечения. Опасность для региональной экономики представляют дефицит бюджета, рост внешних и внутренних долгов, бедность населения. Все факторы риска прогнозируются руководством, анализируются, после чего разрабатывается комплекс мер по недопустимости кризиса.
Предприятие
Каждый хозяйствующий субъект, работающий на вложениях капитала и накапливающий финансовую базу, является уязвимым с точки зрения стабильности деятельности. На рост прибыли, качество продукции или услуг, расширение видов сервиса оказывают влияние многие факторы. Наряду с грамотностью управления, организацией процесса, внедрением профильных эффективных технологий компании необходима надежная система экономической безопасности.
Активно работающему предприятию постоянно угрожают внешние и внутренние риски: конкуренция, недобросовестность партнеров, коррупционные действия контролирующих структур, информационные утечки, недостаточный профессионализм персонала. Коммерческим и сервисным компаниям жизненно необходима профилактика против негативных влияний силовых, экологических, политико-правовых, кадровых, интеллектуальных и финансовых рисков.
Для обеспечения экономической безопасности в штате предприятий создаются специализированные подразделения с опытными и квалифицированными сотрудниками. Основные задачи представителей этой службы заключаются в следующих действиях:
- территориальная охрана предприятия;
- сбор, анализ и хранение данных о коммерческих партнерах, поставщиках и корпоративных клиентах;
- хранение и анализ персональных данных сотрудников;
- информационная защита коммерческих БД;
- обеспечение сохранности имущества предприятия.
От уровня качества выполнения этих задач зависит уровень экономической безопасности.
Частные граждане
Личность каждого гражданина РФ подлежит со стороны государства правовой и экономической защите. Обязанность гражданина заключается в соблюдении конституционных положений. В Конституции РФ прописаны также и права граждан. Экономическая безопасность гражданина зависит от состояния общества, нормативно-правового государственного уклада, социально-политической ситуации.
Частные граждане являются наиболее уязвимой частью структуры и подвергаются всем видам рисков. Экономическую безопасность личности обеспечивают государственные службы. Для выполнения эффективных действий в этом направлении представители госслужб анализируют негативные факторы влияния, принимают решения для улучшения ситуации в экономической политике.
Безопасность экономического фактора в отношении частных граждан во многом зависит от текущей геополитической обстановки. Эксперты государственных структур тщательно изучают состояние экономической защиты граждан по информации, полученной из органов местного и регионального управления. Таким путем выявляются актуальные угрозы, уровень благосостояния граждан и защиты жизненно важных отраслей от кризисных ситуаций.
Массовая эмиграция российских граждан за рубеж представляет серьезную угрозу общей системе экономической безопасности. В течение последних двадцати пяти лет более четырех миллионов граждан покинули РФ. Поэтому в соответствующих службах активно разрабатываются законодательные поправки, вводятся положения о поддержке всех слоев населения. К мерам социально-экономической защиты можно отнести льготное кредитование, выплату пенсий и пособий, обеспечение граждан рабочими местами, бесплатные медицинские услуги, материнский капитал и другие меры поддержки.
Принципы построения СЭБ
В государственном масштабе экономическая безопасность определяется совокупностью составляющих частей:
- демографической;
- транспортной;
- сырьевой;
- продовольственной;
- производственно-технической;
- управленческой;
- экологической;
- технологической;
- информационной;
- финансовой.
Демографическая составляющая прописана в конституционном законодательстве и тесно связана с другими факторами: правовыми, информационными, политическими, социальными. Государство обязано защищать интересы отдельных личностей и общества в целом, принимать всесторонние меры борьбы с внутренними и внешними угрозами.
Транспортная составляющая зависит от территориального расположения субъекта, наличия сухопутных, морских и воздушных путей сообщения с другими странами и организации безопасного действия транспортных комплексов. В этой сфере предусмотрено обеспечение безопасности самими субъектами инфраструктуры с периодическим контролем со стороны уполномоченных федеральных органов.
Сырьевой фактор безопасности предусматривает поставку достаточного количества сырья для обеспечения производственного цикла во всех отраслях хозяйства.
Продовольственная составляющая зависит от возможностей внутреннего обеспечения, объема собственных ресурсов и необходимости импорта пищевой продукции. Чем больше государство зависит от зарубежных поставок продовольствия, тем выше риски угроз в области продовольственной безопасности. На текущий момент активно действует программа импортозамещения, в том числе в сфере обеспечения населения продовольственными товарами.
В сфере производственно-технической безопасности главным условием эффективного функционирования системы является защита от разрушительных последствий внутренних и внешнеэкономических проблем. Поэтому ответственными структурами проводятся профилактические мероприятия, направленные на предотвращение кризисов, укрепление расширенных производственных циклов оборонной сферы и изготовления продукции повседневного спроса.
Обеспечение управленческой безопасности требует глубоких знаний и опыта в менеджменте. Исполняющим специалистам необходимо определять перспективные задачи, рационально планировать объем назначенной работы, активно бороться с текучкой кадров, обеспечивать условия для полноценного труда и соблюдать рабочие режимы. Важная задача в этой сфере — налаживание коммуникативных связей, умение вести деловые переговоры и заключать соглашения, безупречное владение корпоративной этикой и правилами делового общения, как устного, так и письменного.
Экологическая составляющая системы безопасности направлена на обеспечение здоровья людей и сохранность природных ресурсов. В этом направлении ведется серьезная работа по контролю и профилактике, обеспечению экологического баланса, расчету допустимых нагрузок на биосистему, изучение и анализ возможных последствий экологических катастроф для будущих поколений. Для обеспечения экологической безопасности выполняются мероприятия по охране окружающей среды и формированию благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности человека.
Технологический аспект заключается в проведении мероприятий по обеспечению защиты общественных и государственных интересов в сфере использования производственных технологий и внедрения инновационных средств. От уровня технологического развития зависит суверенитет государства, безопасность и защищенность граждан. Страна должна быть технологически независимой при международном трудовом разделении, объединить в комплекс промышленную, образовательную и государственную научно-техническую политику. Технологическое развитие страны должно обладать полноценным информационным обеспечением и возможностью своевременных модернизаций технологического оборудования. Промышленность необходимо перестраивать с учетом внедрения инновационных технологий. На ответственных органах лежит обязанность по выявлению слабых технологических звеньев и реализации приоритетных научных и технических векторов.
Информационную безопасность обеспечивают специальные программно-аппаратные комплексы. В этой сфере разрабатываются продукты, направленные на защиту инфраструктуры от умышленных сторонних диверсий или технических сбоев, влекущих за собой ущерб владельцам информационных систем. Персональные данные, коммерческая и техническая информация, базы данных особой секретности относятся к категории субъектов приоритетной защиты.
К аспектам финансовой безопасности РФ относятся законодательные и ведомственные нормативы, по которым осуществляется построение финансовой политики. В ходе деятельности ответственных министерств в обязательном порядке учитываются интересы государства, регулируются объемы активов, выделяемых на конкретные цели, прорабатываются меры предотвращения кризисов. Угрозами финансовой безопасности выступают факты вывоза финансовых активов за рубеж, нерациональное распределение бюджета, конфликтные ситуации с иностранными инвесторами и другие негативные факторы.
Все вышеперечисленные стороны экономической безопасности являются целостной системой и формируют общественные отношения в производстве и потреблении материальных ценностей.
Общие и индивидуальные признаки
Система экономической безопасности РФ характеризуется общими и специальными признаками. Общие признаки выражаются показателями:
- способности к независимости;
- стабильности и регулируемости;
- инерционности и целенаправленности;
- противоречивости и адаптивности.
Индивидуальные черты государства определяют индивидуальные признаки: развитие информационных систем, охранные мероприятия в отношении отечественной экологии, устойчивость против внешних влияний. Безопасность российской экономики опирается на преемственные исторические установки, внедрение современных научно-исследовательских разработок, предупреждающие мероприятия по регулированию вопросов безопасности и рациональное распределение защищающих ресурсов.
Ключевую роль в общей системе играют энергетические ресурсы. Объекты народного хозяйства, производственные предприятия и оборонные комплексы нуждаются в стабильных поставках энергоресурсов. В рамках обеспечения безопасности осуществляются меры по быстрой ликвидации аварий на объектах энергосистем, предупредительные мероприятия по недопущению ущерба.
Рыночная ситуация текущего момента выявляет острую необходимость в усовершенствовании энергетической системы, увеличении объема производимого технического топлива, обновлении энергетической политики.
Основные определяющие факторы
Чтобы оценить современный уровень обеспечения экономической безопасности России, необходимо проанализировать основные определяющие факторы:
- объем производства валовой продукции на внутреннем рынке, выпуска изделий стратегической важности, уровень регионального развития экономики;
- запасы стратегических товаров, достаточные для безопасности экономики в случае наступления чрезвычайных ситуаций;
- экономико-политические приоритеты для достижения высокого уровня жизни в соответствии с международными экологическими и экономическими стандартами;
- внешнеэкономическая политика в отношении импорта и экспорта стратегических товаров и нематериальных ценностей;
- развитие сфер экономики, занимающих ключевые позиции в обеспечении безопасности;
- конкурентная способность в стратегической экономике, уровень военной мощи и политического статуса;
- территориальная локализация производственных объектов на фоне геополитического расположения государства, доступ к отечественным и зарубежным ресурсам.
Данные факторы оцениваются всесторонне при проведении анализа уровня государственной системы экономической безопасности, исследуются все потенциальные угрозы, эффективные методы выявления, предупреждения и противостояния.
Потенциальные угрозы
Государство испытывает внутренние и внешние потенциальные угрозы эффективному развитию экономики. Террористические действия, проблемы в международных отношениях, экологические катастрофы и стихийные бедствия, конкурентная борьба и другие обстоятельства представляют серьезную опасность и требуют адекватной реакции в разработке соответствующих мер воздействия.
В результате внешних угроз формируются и растут государственные долги, меняется рублевый биржевой курс, возникает зависимость от иностранных товарных поставок и валют, вывод капитала из страны превышает поступление денег в казну. К внутренним угрозам относятся отсутствие самостоятельного развития, нехватка инноваций, слабая и неэффективная система экономического регулирования. Для того чтобы экономика развивалась продуктивно и безопасно, необходимо выбирать оптимальные методы общественного становления, поддерживать интересы всех участников экономической деятельности в равной степени.
В текущей общественно-политической ситуации Российская Федерация сталкивается с усиленными рисками и угрозами отечественной экономике. Сегодняшняя ситуация требует углубленного анализа проблем и выбора оптимальных методов преодоления угроз.
Актуальные угрозы связаны со следующими факторами:
- в зонах, на которые распространяются экономические интересы РФ, усиливаются международные конфликты, которые затрагивают и приграничные области;
- на мировом рынке изменился уровень спроса на отечественный газ и нефть;
- в России ограничен доступ к развитым инновационным технологиям, зарубежным финансам и ресурсам. Против РФ приняты экономические санкции;
- ряд государств испытывают финансовую зависимость от других стран, обладают существенными внешними долгами;
- развитые страны получают экономические конкурентные преимущества за счет наличия высоких технологий;
- На мировых финансовых и торговых рынках отмечаются интенсивные конъюнктурные колебания;
- отечественные предприятия ощутимо отстают от иностранных фирм в отношении профильных квалификаций в сфере технологических разработок;
- РФ не участвует в работе международных структур, регулирующих инвестиции и торговлю на мировом уровне. Многие решения таких объединений ущемляют интересы РФ;
- сократился объем добычи полезных ископаемых, разработки новых месторождений требуют повышенных затрат;
- информационные, банковские и финансовые системы зависят от событий в мировой экономике;
- в производство продукции вкладывается недостаточное количество средств в связи со слабой защитой прав собственности, высокими издержками бизнеса и бюрократическими препятствиями;
- коммерческая сфера насыщена криминальными субъектами и коррупционными образованиями, в бизнесе сохраняется высокая часть теневой экономики;
- образование, медицинское обслуживание населения становятся все менее доступными и качественными, доходы граждан усиленно дифференцируются.
В связи со сложной экономической ситуацией после введения санкций Правительство РФ разрабатывает эффективные стратегии повышения экономической безопасности на разных уровнях. Субъекты предпринимательства получают специальные условия и гарантии деятельности. Принимаются меры против нерационального распределения доходов, криминализации бизнеса, сырьевых и ресурсных кризисов, снижения качественного жизненного уровня граждан. Ведется работа по обеспечению внешней рыночной конкурентоспособности.
Стратегические цели и задачи
Намеченные к действию и реализуемые средства экономико-социальной защиты охватывают развитие конкурентной способности отечественных производителей, модернизацию механизма инвестиций, вывод средств из офшоров, налоговую оптимизацию, импортозамещение, борьбу с рейдерскими захватами и оптимизацию расходов бюджета.
В России будет создана национальная СУР. Перед системой, созданной в целях управления существующими экономическими рисками, поставлен ряд конкретных задач. СУР должна своевременно выявлять угрожающие экономике факторы, планировать предупреждающие и устраняющие решения, качественно реализовывать положения государственной политики. Весь механизм действия направлен на военную стабильность, нормализацию состояния социальной сферы, экономики и политики.
СУР оценивает ресурсы, которые необходимо использовать в процессе борьбы с угрожающими факторами, планирует действенные методы, определяет перечень конкретных задач ответственным структурам федерального уровня, корпорациям и монополиям, профильным организациям. Ответственные представители контролируют выполнение действий по снятию санкций частным лицам и юрлицам, экономическим отраслям государства, и ответным действиям в адрес тех стран, которые ввели санкции.
Безопасность экономической сферы контролируется и оценивается на основании официальных показателей статистики, информации, полученной от управленческих аппаратов местного и общегосударственного звена. Для уточнения сборной информации осуществляется мониторинг. Уполномоченные контролирующие организации входят в федеральный аппарат исполнительной власти и дают экспертную оценку ситуации. Сфера их деятельности связана с выполнением пяти ключевых функций: защитной, регулятивной, превентивной, социальной и инновационной.
Функция защиты заключается в ограждении государственной экономики от угроз, обеспечении достаточных ресурсов и их эффективного применения, сведении к минимуму внешних угроз, повышении квалификации управленцев. Регулятивные действия предотвращают угрозы через совершенствование рыночных отношений и регулирования, и посредством саморегулирования внутрихозяйственными инструментами и механизмами. В этом варианте учитываются ценовые диапазоны и уровень рыночной конкуренции.
Превентивную функцию характеризует прогнозирование критических ситуаций, предупреждение и нейтрализация рисков и вызовов, как внутренних, так и внешних. Для реализации данной функции требуется качественная информационная платформа и отлаженный механизм сбора, хранения и обработки данных. Социальный аспект связан с улучшением жизненных условий и качества обслуживания российского населения, развитием образования и медицины, культурного уровня индивидуумов, полноценным удовлетворением запросов и потребностей. Инновационная составляющая обеспечивает эффективные действенные средства устранения угрожающих факторов в экономике и применение новейших методик и технологических разработок.
Для достижения поставленных перед обществом целей обеспечения экономической безопасности государства, регионов, предприятий и частных граждан стратегии и положения политики государства тесно взаимодействуют и зависят друг от друга. Стратегия представляет собой значимую часть политики, в которой оцениваются количественные показатели и характеристики планируемого экономического состояния. Если тенденции государственной политики способствуют снижению уровня экономической безопасности, такие методы подлежат ограничению.