Интеграция информационных систем предприятия

Интеграция информационных систем предприятия

Интеграция информационных систем предприятия — актуальная задача для большинства отечественных компаний в условиях постоянных изменений рыночной ситуации. Для решения этой задачи разрабатываются общие алгоритмы систем взаимодействия между отдельными приложениями, механизмы управления и поддержки, средства безопасности и снижения рисков фрагментации.

Процесс не исчерпывается механическим объединением информационных модулей, а представляет собой многоступенчатые планы внедрения IT-технологий. Разработка плана интеграции опирается на стратегические задачи развития компании и прогнозов изменений бизнес-логики. В результате выстраивается единое информационное пространство, в котором предусмотрена максимальная автоматизация управления деятельностью, незамедлительная реакция на любые изменения в бизнес-процессах и программное сопровождение.

Процесс интеграции охватывает приложения, шаблоны и формы документов, интерфейсы, сетевые устройства, программно-аппаратные комплексы, базы данных. Все информационные подсистемы компании взаимосвязаны между собой различными средствами.

Методы интеграции информационных систем

Руководители IT-подразделений применяют различные способы интеграции информационных систем. Для получения эффективного конечного результата анализируются начальные условия, функциональные возможности методов, сравниваются архитектуры и компоненты. Выбор метода, технологии и подхода к интеграции данных зависит также от бизнес-структуры предприятия и выбранной коммерческой стратегии. Правильно выбранный подход к интеграции информационной системы обеспечивает переход компании к новому этапу развития, повышение гибкости и безопасности, расширяет возможности и облегчает решение прикладных задач.

Чтобы разработать план интеграции, целесообразно проанализировать следующие способы: глубокий, кардинальный и интерфейсный.


Глубокая интеграция

Глубокий метод интеграции связан с внедрением специализированных программных комплексов и платформ, которые решают общие задачи ИС компании. С помощью современной интеграционной платформы возможно также решение смежных задач и комплексная обработка информации. Глубокий подход к интеграции информационных систем требует присутствия в штате предприятия квалифицированных IT-специалистов.

Преимущества метода:

  • Возможности масштабирования. Новые блоки системы можно подключать к существующим приложениям. Модернизация имеющихся схем обмена данными, передачи данных, обмена сообщениями не требуется. Архитектуру ИС менять тоже не придется.
  • Упрощенная разработка. Глубокая интеграция данных предполагает централизованную ответственность платформы за функции безопасности, доставки сообщений, маршрутизации, транзакции. Разработка и эксплуатация системных функций, а также масштабирование существенно упрощаются.
  • Гибкость. Платформа обеспечивает управление интеграцией и реакцию на факторы из взаимодействующих ИС. Данные, композитные приложения, коммерческие процессы подлежат синхронизации.

Глубокий подход предполагает сохранение инвестиций в новые приложения за счет плавного и незаметного для пользователей перевода существующих систем в новые ИС.


Кардинальный подход

При кардинальном методе существующие приложения полностью замещаются новым корпоративным продуктом, архитектура ИС перерабатывается. На предприятиях разного уровня успешно внедряются системы с эффективным управлением всеми аспектами коммерческой деятельности, включая платежи, услуги, производство продукции, связь с клиентами и т. д.

Преимущества кардинального подхода:

  • обновление коммерческих процессов;
  • комплексное внедрение связей;
  • информационная целостность системы;
  • централизованный принцип управления информационной базой предприятия;
  • максимально простые измерения;
  • автоматизированные коммерческие процессы;
  • возможности реинжиниринга и повышенная эффективность коммерческой деятельности организации.

Кардинальный подход к интеграции приложений и информационных систем предполагает наличие некоторых сложностей внедрения и недостатков эксплуатации, в частности:

  • потерю инвестиций в действующие приложения и наработок;
  • необходимость дальнейшей интеграции;
  • дороговизну.

Кардинальный принцип интеграции удобен в ситуации, когда используемые корпоративные приложения уже не справляются с текущими задачами и морально устарели.


Интерфейсный принцип

Интерфейсные технологии базируются на разработке схем взаимодействия приложений, которые использует предприятие, через прикладные интерфейсы. Интегрируемые элементы соединяются между собой прямолинейно. Интерфейсный подход используется в кроссплатформенных системах и клиент-серверных приложениях для удаленных вызовов процедур. Внедрение этой технологии позволяет существенно сократить затраты на развитие IT-инфраструктуры и сохранить используемые приложения для обмена данными.

Недостатки метода включают:

  • усложнение архитектуры системы;
  • трудности эксплуатации и развития;
  • проблемы с внешним взаимодействием;
  • необходимость разработки или изменения программных кодов для интегрируемых приложений;
  • создание новых связей;
  • ограничение функциональных возможностей интеграции.

Интерфейсный способ оправдывает себя только в случаях интеграции 1-3 программных приложений с идентичными форматами хранения информации и однотипными технологиями решений.

Выбор оптимального принципа интеграции — залог получения положительных результатов внедрения, простой и рациональной эксплуатации программного обеспечения, безопасности данных.


Варианты построения взаимосвязей информационных компонентов

В отечественных компаниях среднего звена информационные технологии внедряются по принципу первоочередной важности и повседневной потребности. На начальных этапах автоматизируется документооборот, кадровое подразделение и бухгалтерия. Продукты типа 1С: Бухгалтерия, Salary и другие программы рассчитаны на наращивание различных приложений и интеграцию в корпоративные системы. Отдельные программные модули адаптированы под обслуживание основных и вспомогательных процессов, главного получателя информации, внутренних и внешних сред.

При разработке единой информационной платформы для предприятия IT-специалисты и руководитель выбирают оптимальный уровень интеграции. Полностью интегрированная система стоит огромных средств и требует глобальных затрат на обслуживание, поэтому проблема выбора решается с учетом:

  • потребностей и возможностей компании;
  • структуры бизнеса;
  • планов на развитие;
  • организационной формы.

Компания с высоким уровнем автоматизации процессов может использовать тесную связь DSS с подсистемами. В других случаях основные производственные ИС изолируются от подсистемы DSS.


Особенности SOA

Многие компании отдают предпочтение сервис-ориентированным архитектурам, в которых информация используется в бизнес-процессах, а составляющими компонентами являются не данные сами по себе, а сервисы. Распределенные функции при такой технологии контролируются владельцами, а работа системы опирается на композитные приложения и информационные услуги. Эти функции позволяют разрабатывать приложения для автоматизированных систем.

Сервисы удобны многократным применением и слабыми связями между выделенными услугами. Чтобы услуги взаимодействовали между собой, используются коммуникационные протоколы.

Композитные приложения решают определенные прикладные проблемы, связаны с деятельностью, объединяют разные этапы и подают результаты пользователям через общий интерфейс. Внедрение SOA предоставляет компании возможность:

  • использования разных протоколов, стандартов, средств безопасности и обмена сообщениями;
  • разработки прикладных продуктов быстро и с существенно сниженными затратами;
  • интеграции приложения за счет автоматизации процессов;
  • снижения потребности в кодировании новых продуктов;
  • сокращения трудозатрат на поддержку за счет простых протоколов.

При внедрении сервис-ориентированной архитектуры в обязательном порядке используют единую инфраструктуру форматов и обмена сообщениями, принятых протоколов доступа и сервисного репозитория.


Преимущества сервис-ориентированной архитектуры ИС

Если руководителю компании предложено использовать сервис-ориентированную концепцию интеграции, следует сопоставить текущие производственные и коммерческие задачи с функционалом SOA и спрогнозировать развитие деятельности и финансовые поступления на близлежащие периоды. При положительном решении, наличии специалистов и готовности базы предприятие получит следующие возможности:

  • дублировать и фрагментировать информацию;
  • дублировать процедуры, выполненные коммерческие функции, процессы негибкой структуры;
  • экономить технологические и программные средства, финансовые затраты на сопровождение;
  • сохранять действующие информационные системы, повышать эффективность бизнеса;
  • внедрять интеграцию разных видов;
  • обеспечивать взаимодействие ИС с персонифицированными пользователями, взаимосвязь приложений;
  • развивать бизнес-логику и уровень информационной доступности;
  • внедрять новые сервисы и приложения в действующие платформы;
  • обеспечивать миграцию действующих ИС;
  • пользоваться инструментарием разработки для вторичной эксплуатации приложений.

При использовании SOA компания может реализовать наиболее удобные схемы и формы создания информационной системы и портальных решений. Для получения максимально эффективных результатов предприятия используют комбинацию функций или сервисов, поддерживают развитие бизнеса и изменение схем деятельности в динамике времени. Организация быстрой адаптации под конкретные коммерческие задачи обеспечивает стратегические преимущества:

  • снижение затрат на IT-системы за счет вторичного применения функциональных элементов;
  • расширение взаимосвязи корпоративных ИС;
  • сохранение инвестиций;
  • ускорение адаптации деятельности к рыночным изменениям;
  • увеличение производительности труда персонала, партнеров и клиентов.

Уровень развития современных SOA позволяет реализовать модели бизнеса разной сложности, создавать до 85 % новых актуальных приложений, перепроектировать существующие системы с максимальной эффективностью.


Интеграционная шина

Центральный компонент SOA — интеграционная шина с едиными правилами управления приложениями внутри системы, информационной взаимосвязи и публикации. При эксплуатации шина действует совместно с отдельными службами и выполняет функции базы для интеграции систем разных учреждений и ведомств. Другие функции ИШ — определения порядка обработки запросов, типа, адреса и места проведения обработки. При отсутствии поддержки данных функций на информационном ресурсе требуется создание промежуточного модуля. Адаптер нужен для получения интерфейса и взаимосвязи с сервисом.


Заключение

Владельцы коммерческих компаний понимают важность образования единой ИС для высокой продуктивности использования ресурсов. Ответственные специалисты в области IT осознают привлекательность компании с точки зрения инвестиций и эффективных изменений. Бюджет, отведенный на интеграцию, обоснованно увеличивается. При выборе концепций интеграции анализируются стратегия развития и возможности предприятия. Руководству компании предстоит спланировать действия и методику внедрения. Один путь предполагает связь нескольких систем с последующим закрытием задачи на время.7 Другой путь заключается в переводе существующей ИС на новую ступень за счет глубокой или кардинальной интеграции данных.

Если в компании отсутствуют специалисты соответствующей квалификации для проведения проектирования, анализа, внедрения и сопровождения интеграционной системы, обратитесь в специализированную компанию.