Интеграция IT систем

Интеграция IT систем

Интеграция ИТ-систем — задача, к решению которой непременно подходит любая современная коммерческая компания. Даже если на текущий момент деятельности руководителям это представляется не первоочередной проблемой, если постоянное отсутствие средств на внедрение новых технологий отодвигает эту ступень развития «на потом», рано или поздно придется столкнуться с острой необходимостью интеграции тех или иных баз данных. И чем раньше придет понимание важности этого процесса, тем легче и удобнее будет внедрение, переход к новому и тем продуктивнее будут результаты.

Почему важно заняться ИТ-интеграцией вовремя

Любой бизнес не стоит на месте. В противном случае это отразилось бы на прибыли и рентабельности предприятия. Серьезные компании перманентно пребывают в состоянии расширения клиентской аудитории и географии обслуживания, поиска новых направлений коммерции, источников поступления средств, привлечения опытного персонала, закупки оборудования и транспорта. Мелкие компании объединяются между собой, реорганизуются, крупные компании создают новые филиалы и подразделения. Все это приводит к пополнению самых разных баз данных и потребности их взаимодействия между собой. Именно поэтому в период реорганизации или внедрения новой услуги штатным ИТ-специалистам существенно прибавляется работы. И далеко не все проблемы, возникшие вследствие развития, штатные сотрудники могут решить.

Активно используемые системы быстро устаревают. Таковы реалии современного информационного прогресса и развития цифровых технологий учета, контроля, обмена всевозможными данными. Чтобы добиться максимального удобства работы с неиссякаемым потоком информации, достаточной скорости обмена данными, возможности получения актуальной информации в режиме реального времени, необходимо обеспечить персоналу эти возможности.

Ручные операции ввода пользовательской информации неудобны и создают риск допущения ошибки. Интерфейсы приложений периодически требуют обновлений или модернизации. Основная операционная система перегружается избыточным объемом информации, а ее вычислительной мощности может не хватить для глобальных процессов. Своевременная интеграция ИТ систем позволит упорядочить хранение данных, оптимально распределить информационные потоки между пользователями и издателями, организовать управление запросами и отчетами.

Чтобы наладить полноценную работу с базами данных, необходимо автоматизировать взаимодействие между разными хранилищами информации. Спонтанное внедрение IT-решения, когда вопрос встанет остро, не дает нужной системности и для каждой конкретной задачи придется внедрять отдельное решение. Необходимо также учитывать следующие индивидуальные факторы:

  • тип имеющейся и действующей инфраструктуры. Не всегда представляется возможным отказ от устаревшей техники и неактуального программного обеспечения;
  • виды используемых платформ. При масштабном внедрении интеграции ИТ системы пользователям приходится использовать разнородные средства, программное обеспечение и оборудование, разработки разных производителей;
  • территориальную локализацию. В крупномасштабных фирмах особенно важно территориальное распределение и охваченность подведомственных объектов;
  • скорость ответной реакции. Информационная система должна реагировать на запросы оперативно. Большинство пользователей нуждается в функции обработки искомой информации в режиме реального времени;
  • наличие мобильных приложений. Специфика многих отраслей коммерческой деятельности требует взаимодействия с пользователями через общедоступные каналы, в том числе связи из дома, из транспорта или общественного помещения;
  • уровень нагруженности. Для высоконагруженной системы необходимо соблюдение повышенных требований к типу интеграции и производительности информационной системы;
  • непрерывный рабочий цикл. Замену оборудования, загрузку новых версий программного обеспечения и другие процессы обновления необходимо выполнять без вынужденных остановок объединения отдельных компонентов системы.

Чтобы принять решение о необходимых интеграционных действиях, следует провести аналитику информационных потребностей, предстоящих финансовых затратах на оборудование. После этого требуется выбрать оптимальный подход к интеграции системы, методы и средства проведения мероприятия.

Действующие стандарты информационных систем

Выбирая оптимальную методику устройства IT-инфраструктуры, необходимо опираться на действующие стандарты, установленные международными организациями. Таковыми структурами являются:

  • Американский национальный институт технологий и стандартов;
  • Европейская рабочая группа по ОС;
  • Совместный технический комитет МЭК и ИСО.

При выборе подходов следует опираться на положения Технического отчета ISO/IEC TR 10000, эталонную модель среды ISO/IEC DTR 14252, взаимосвязь ОС ISO 7498: 1996.

Открытые системы обеспечивают совместимость прикладного ПО, согласование действующих интерфейсов, сервисов и форматов. Согласно требованиям международных стандартов, интегрируемые информационные системы должны обладать следующими параметрами:

  • масштабируемостью. Пользователи должны получить возможность добавления новых функций и модернизации имеющихся сервисов. При этом функциональные части должны быть сохранены, а работоспособность не снижена;
  • возможностью переноса. Информационный массив и ПО должны подходить для установки на новые компьютеры и серверы, а персонал должен иметь возможность обслуживания без дополнительного обучения;
  • беспроблемное взаимодействие. Внедренная информационная система свободно взаимодействует со сторонними сервисами и информационными хранилищами.

Для стыковки используют стандартные для всех компонентов интерфейсы, следуют эталонам внешних и прикладных программ. Все интерфейсные функции, форматы и службы тщательно описываются, а по совокупности описания составляется референтная модель системы.

Основные интеграционные модели

ИТ-интеграция строится на индивидуальных возможностях конкретной компании. Наиболее простой и доступный способ — интеграция данных. Эта технология решает максимум задач при относительной простоте применения. Такой подход охватывает очистку от ошибок, устранение дублирующих записей, импорт информации, поступающей в разных форматах, отображение, хранение и другие функции.

Другой путь предусматривает интеграцию приложений для построения корпоративных распределенных информационных систем. В этом случае отпадает ручной ввод информации в интегрируемые системы, а в качестве инструмента используется обмен событиями и сообщениями.

При налаженных интеграционных взаимодействиях и автоматизированных информационных потоках удобнее всего использовать интеграцию бизнес-процессов. В этом случае происходит выстраивание единой автоматизированной цепи с участием аппаратной части и людей, выполняющих свои рабочие функции. Зачастую этот процесс в сквозном режиме проходит через два других вида интеграции, а в результате образуется полноценная и эффективная ИТ интеграция. Рассмотрим подробно различные способы.

MDM

В коммерческих компаниях систематизируется, хранится и постоянно пополняется база данных контрагентов. Помимо поставщиков и клиентов, компания учитывает также товары и услуги, информацию из территориальных филиалов, дилеров и дистрибьюторов, данные налоговой и бухгалтерской отчетности. Для получения консолидированной отчетности требуется единая система обозначений товарного ассортимента, названий компаний и другой номенклатуры. Для крупных фирм не подходит методика ручного сведения данных или создание многочисленных таблиц перекодировок.

Оптимальный вариант в этом случае — система MDM, что означает Master Data Management. IT-интеграция этой системы позволит повысить качество очистки базы от дублирования, эффективно управлять информацией, автоматически устранять некорректный ввод данных операторов.

ETL

Консолидированная отчетность, принятая и практикуемая в большинстве компаний, требует обширных хранилищ информации, которая поступает из корпоративных информационных систем. Хранилища формируются на базе преобразующей системы, которая меняет формат поступающих данных, приводит их в нужный вид и загружает в базу. Технология ЕTL обеспечивает эффективную трансформацию данных при переходе из одной системы в другую систему. Методика Extract, Transform, Load применяется не только в отношении хранилищ, но и для всевозможных расчетов бонусных баллов в различных программах лояльности. Система выгружает данные о клиентах, имеющих право на скидку, в автоматическом режиме и передает информацию в учетный реестр программы лояльности.

Программе приходится оперировать несколькими базами данных, а расчет бонусов совершается при помощи алгоритма набора последовательных операций и неограниченного количества условных переходов. Процедуры сложных расчетов запускаются по графику, а после обработки информации формируется история начисленных баллов.

ECM

Для обработки большого количества документации удобное и выгодное решение ИТ-интеграции — использование платформы ЕСМ. При помощи этого способа удобно обрабатывать видеофайлы, аудиофайлы, текстовые документы и любую другую неструктурированную информацию. Платформа Enterprise Content Management предполагает создание хранилища для интегрируемых данных любого формата. Такой системой удобно пользоваться для сбора различных электронных документов (ордеров, распоряжений, приказов, договоров) из приложений, аккумуляции электронных писем и оцифрованных бумажных документов в корпоративном хранилище. Для реализации этой схемы выполняется it интеграция с инструментами распознавания и сканирования.

ЕСМ позволяет автоматически собирать и хранить информацию из интернета, структурировать данные по источникам, авторам и другим параметрам, помещать информацию в общее хранилище. В этом случае требуется интегрировать систему с открытыми источниками интернета.

ESB

При спонтанной систематизации данных распространенной проблемой является дублирование информации в разных подразделениях. Это происходит при внедрении программного обеспечения фрагментами при необходимости. В этом случае нельзя гарантировать достоверность отчетов, сформированных из разных систем и разрозненных сводных баз. В этом случае удобна интеграция it систем посредством шины.

BPM

Чтобы эффективно регламентировать и автоматизировать пошаговые бизнес-процессы, удобно пользоваться технологией ВРМ. Преимущества данной методики охватывают визуализацию процессов в динамике, сокращение времени реализации бизнес-процессов, временные ограничения по умолчанию, обеспечение прозрачности процессов для участников. При этом старые используемые процессы можно модернизировать с минимальными затратами времени.

Business Process Management избавляет персонал от необходимости заучивания новых правил и регламентов, запоминания нового порядка действий, согласования и последовательности. Все эти действия выполняет система ВРМ.

Распространенные проблемы интеграции IT систем

При всей актуальности интеграции нельзя не учитывать распространенные проблемы, которые сопровождают этот процесс. Чтобы все подводные камни были учтены и своевременно преодолены, следует заранее проработать возможные средства решения трудных ситуаций.

Часто компании, которые нуждаются в ИТ-интеграции и планируют ее внедрение, сталкиваются со следующими сложностями:

  • организационными недостатками;
  • техническим проблемами;
  • методологическими недочетами.

Рассмотрим подробно случаи, которые являются естественной преградой интегрируемым системам.

К организационным проблемам относятся случаи необходимости изменения взаимодействия между пользователями из разных подразделений фирмы (например, отдела маркетинга и бухгалтерии), и, как следствие, полный пересмотр корпоративной концепции предприятия. Другая организационная сложность заключается в недостаточном доверии к информации. Серьезную проблему представляет также зависимость коммерческой деятельности от работы системы. Непредвиденные сбои приводят к ошибочным платежам, утерянным заказам и другим проблемам.

Технические проблемы заключаются в недостаточно надежной связи между компонентами, задержках передачи данных, потере важной информации из-за сбоев работы маршрутизатора, телефонной линии, спутниковой связи или локальной сети. Доставка информации в большинстве случаев происходит несколько дольше, чем в локальной системе, поэтому скорость передачи данных часто недостаточна. Программистам и разработчикам приходится учитывать разные форматы, платформы и языки программирования, другие отличия между используемыми приложениями. Интегрируемое решение приходится постоянно поддерживать, адаптировать и учитывать изменения в прикладных программах. При этом средства контроля над интегрируемым приложением ограничены по различным причинам: закрытая структура, недостаток документированных разработок департаментов и т. д.

К методологическим проблемам относится отсутствие корректных семантических слоев и форматов для объединения нескольких комплектов информации. Устранять семантические различия очень сложно. Необходимо разрабатывать методологию определения интерфейсов, информационных структур и записей в рамках всей организации, согласовывать правила и устранять семантический диссонанс.

Заключение

Несмотря на существующие сложности IT-интеграции, необходимость финансовых вложений и соответствующей квалификации персонала, внедрение таких решений всесторонне оправдано в компании любого масштаба. Главной проблемой остается правильный выбор средств и инструментов, оптимальных путей внедрения и типа оборудования. Если вы находитесь на пути к активному развитию технологий, обратитесь к экспертам в области IT-интеграции и разработайте совместно рациональную схему действий руководства и персонала. Не следует действовать в спешке. Гораздо лучше планомерно следовать составленной схеме и вносить необходимые коррективы по мере необходимости.