Исследование состояния строительной отрасли России и готовности девелоперов к внедрению цифровых инструментов
Состояние цифровизации строительной отрасли
- Строительная отрасль будет расти быстрее экономики России;
- К 2028 году объем рынка цифровизации увеличится в 4 раза;
- Представители бизнеса высоко оценивают приоритет цифровизации: более 80% респондентов отмечают, что она принесла реальный измеримый эффект за последние 2–3 года.
Направления цифровизации, барьеры и эффекты
- Респонденты рассматривают как «модные» направления цифровизации, так и более прагматичные;
- Среди прагматичных направлений лидируют закупки, проектирование и управление документацией;
- Управление сроками и контроль качества строительных работ — следующие приоритеты цифровизации строительной отрасли;
- Стоимость и скорость внедрения относят к основным барьерам цифровизации;
- Более половины респондентов хотят измерять бизнес-эффекты, но только 40% понимают, как это делать.
Программные продукты и драйверы принятия решения
- 70% девелоперов выбирают сторонние решения и внедрение внешними специалистами;
- Сроки внедрения и функциональные возможности — основные критерии выбора стороннего решения;
- Сроки и стоимость относят к основным барьерам при выборе стороннего решения.
Роли, бюджет и компетенции
- Представители бизнеса лидируют цифровизацию и заинтересованы в конкретных бизнес-показателях;
- Департамент цифровизации контролирует процесс, расходы и эффект;
- С проникновением цифровизации в процессы компании все больше ощущается недостаток «цифровых» компетенций сотрудников;
- Игроки строительной отрасли выделяют на цифровизацию менее 1% выручки, тогда как лидеры в других индустриях — до 5%.
Исследование SALT «Цифровизация девелоперов и генеральных застройщиков в России», 2024
Задачи исследования
- Изучить текущее состояние цифровизации в строительной отрасли
- Выявить барьеры, стимулы и проблемы внедрения цифровизации
- Изучить подходы к оценке метрик и эффекта от цифровизации
- Исследовать роли разных департаментов в проектах цифровизации
- Получить представление о критериях выбора программных продуктов
- Получить представление о бюджетировании внедрения цифровых продуктов
Целевая аудитория
Аудитория
Представители отраслей «строительство» и «девелопмент»
География
Россия, города с населением 500+ тыс. человек
Сегментация
- Количество объектов в текущей реализации: до 10, более 10.
- Метраж сданных в 2023 г. объектов: до 200 тыс. м², более 200 тыс. м².
- Срок работы на рынке: менее 5 лет, 5-10 лет, более 10 лет.
- Количество внедренных решений: до 14, 15 и более.
- Рассчитывается метрик: до 10, 10 и более.
Выборка — 200 человек
Позиция в компании
- 27% Акционер
- 22% Руководитель цифровизации
- 21% Руководитель ИТ
- 8% Генеральный директор
- 7% Директор по цифровой трансформации
- 15% Другое
Строительная отрасль будет расти быстрее экономики России
Национальные цели развития страны до 2030 года
- Обеспечить граждан жильем общей площадью не менее 33 м² на человека к 2030 году и не менее 38 м² к 2036 году;
- Повысить доступность жилья на первичном рынке.
Программа реновации жилищного фонда
К 2030 году более 30 млн м² жилищного фонда будет признано аварийным. На текущий момент около 100 млн м² имеют высокий уровень износа (более 65%) и могут быть включены в программы реновации в ближайшем десятилетии.
Реализация промышленных и инфраструктурных проектов
Правительство запланировало большое количество «мегапроектов», например, строительство атомных станций (Смоленская АЭС-2, Ленинградская АЭС-2 и Курская АЭС-2) и реализацию Программы газификации России ПАО «Газпром».

К 2028 году объем рынка цифровизации строительной отрасли увеличится в четыре раза

Респонденты рассматривают как «модные» направления цифровизации, так и более прагматичные
Выборочные инновационные решения, внедряемые в строительной индустрии:
— Дроны
— ИИ и машинное обучение
— Облачные технологии
— Блокчейн
— VR/AR
Компании могут быть склонны к использованию новых цифровых технологий, потому что это считается модным или современным. Однако инновационные решения в большинстве случаев внедрять сложно, дорого и долго, а эффективность сложно измерить.
Респонденты рассматривают как «модные» направления цифровизации, так и более прагматичные.На что обращают внимание при выборе прагматичных направлений цифровизации:
— 73% — на сроки внедрения
— 72% — на сложность внедрения
— 67% — на стоимость внедрения
— 64% — на функциональные возможности
82% представителей серьезно относятся к оценке эффективности цифровизации бизнес-процессов, но только около 30% представителей бизнеса измеряют эффект до цифровизации, остальные — в процессе или после.
Прагматичный подход к цифровизации предполагает тщательное изучение конкретных потребностей компании, анализ текущих процессов и определение того, какие цифровые технологии могут реально улучшить эффективность бизнеса.
Среди прагматичных направлений лидируют закупки, проектирование и управление документацией
Причины выбора для цифровизации
Управление закупками
Повышение себестоимости строительно-монтажных работ и длительный срок закупочных процедур. Это направление дает «быстрые эффекты» на бюджет — одна из ключевых причин повышенного интереса к цифровизации направления.
Управление проектированием
Необходимость в ускорении начала строительства и закупочных процедур. Ключевые внедренные решения — управление бюджетом проектирования и аналитика. Чем больше площадь сданных объектов и размер компаний девелоперов, тем чаще внедряется это решение.
Управление документацией
Низкое качество рабочей документации, бесконтрольное внесение изменений и снижение удовлетворенности внутренних пользователей. Среди лидеров внедренных решений — управление проектной, рабочей и исполнительной документацией.

Управление сроками и контроль качества строительных работ — следующие приоритеты цифровизации строительной отрасли
Стоимость и скорость внедрения относят к основным барьерам цифровизации
Ограничивающие барьеры
- 32% Высокая стоимость продукта и интеграции
- 24% Высокая сложность и трудоемкость внедрения
- 20% Конфликт интересов: ожидания бизнеса превышают фактический результат
- 20% Сложность точного измерения эффекта от цифровизации
Опыт компании «Самолет» в преодолении барьеров
«Самолет» подготовил и запустил цифровизацию девелоперских процессов:
1. Разработана стратегия цифровизации строительного процесса;
2. Составлен портфель требуемых решений и функциональности для цифровизации;
3. Выделены метрики стоимости и трудоемкости;
4. Определены целевые эффекты.
На основании реализованных мероприятий специалисты «Самолета» составили дорожную карту цифровизации:
1. Цифровое решение выбирают на основании оценки экономической эффективности, а приоритет отдается соответствию стратегическим целям и бизнес-эффекту;
2. Подход к внедрению с пилотированием по имеющимся «шаблонам» позволяет снизить сложность и трудоемкость внедрения;
3. Создание понятной дорожной карты с выбором решений в соответствии с эффектами и ожиданиями бизнеса способствует уменьшению напряжения между заинтересованными департаментами.
Более половины девелоперов хотят измерять бизнес-эффекты, но только 40% умеют это делать
Выводы
Зрелые компании (с 15 и более внедренными решениями) почти вдвое чаще уделяют внимание подсчету эффекта цифровизации. Низкий уровень доверия к цифровым эффектам и непонимание методики подсчета являются ключевыми сложностями.

Вопрос: Оцените, пожалуйста, по 10-ти балльной системе степень вашего согласия со следующими вариантами продолжения фразы, где 1 — совершенно не согласен, 10 — полностью согласен.
Более половины девелоперов надеются, что смогут оценить эффект цифровизации на конкретных показателях и метриках.
Вопрос: Как вы относитесь к подсчету конкретного эффекта цифровизации в цифрах, процентах или других метриках эффективности?
Оценка эффектов цифровизации неоднозначна:
• 18% респондентов не пытаются его рассчитывать;
• 39% респондентов говорят о значительных затруднениях при расчете;
• у 43% компаний налажен процесс оценки эффектов.
Зрелые компании (15 и более внедренных решений) почти вдвое чаще уделяют внимание подсчету эффекта от цифровизации.
Вопрос: (М) Какие главные причины сложности измерения эффекта от цифровизации?
Низкий уровень доверия к эффектам цифровизации и непонимание методики подсчета являются ключевыми сложностями в их измерении. «Цифровой» индустрии важно уделить внимание обучению заказчиков методике оценки эффектов цифровизации.
Доля отмечающих эффекты — выше 80%, но только 50% начинают оценивать эффекты до внедрения

Топ-5 «эффективных» направлений
Респонденты видят эффект во всех направлениях, но в наибольшей степени он проявляется в «приемке квартир» и «контроле качества» — больше 90% компаний отмечают эффект в этих направлениях. Закупки, снабжение и управление строительством — больше 80%.
Топ-5 метрик эффективности
Вопрос: (М) Какие метрики вы используете при оценке эффекта от цифровизации?
Стоимость и сроки строительства лидируют среди метрик оценки эффективности цифровизации. Именно эти метрики компании пытаются считать и обращают внимание на них при выборе продукта.
Этапы оценки эффекта
Вопрос: (М) На каком этапе вы оцениваете эффект от цифровизации?
Около 50% оценивают эффекты до внедрения решений, остальные — в процессе или после.
Способы внедрения сторонних решений

Подход к внедрению продуктов
Вопрос: Какой подход к внедрению продукта для цифровизации вы предпочитаете использовать для каждого из направлений?
Подход к выбору продуктов близок для всех направлений — 60–70% выбирают сторонние решения.
Способы внедрения стороннего решения
Вопрос: Как чаще всего происходит внедрение решения?
Около 70% респондентов при внедрении полагаются на внешних специалистов.
Быстрое внедрение и функциональные возможности — основные критерии выбора стороннего решения
Критерии выбора сторонних решений
Вопрос: Какие главные критерии выбора сторонних решений?
Слабые стороны текущих решений на рынке

Роли и участники проектов цифровизации
Бизнес-заказчики лидируют цифровизацию, но ИТ-департамент играет ведущую роль в выборе решения
Согласно опросу, ведущую роль в проектах цифровизации играет ИТ-департамент. Однако бизнес-заказчику важно участвовать в выборе оптимального решения до достижения эффектов.

Департамент цифровизации контролирует процесс, расходы и результат цифровизации
Отдельный бюджет на цифровизацию выделяют только в 35% случаев. При планировании и инвестиционной оценке бюджет на цифровую трансформацию имеет смысл выделять в отдельную статью для контроля подразделением цифровизации в соответствии с дорожными картами.
Подход к бюджетированию проектов
Вопрос: Каким образом формируется бюджет на цифровизацию строительства?
Топ-5 источников бюджета
Вопрос: Бюджеты какого департамента являются основными для цифровизации строительства в вашей компании?

Значимость цифровой трансформации и её влияние
С проникновением цифровизации в процессы компании все больше ощущается недостаток «цифровых» компетенций сотрудников 1
Значимость цифровой трансформации растет, при этом уровень компетенции сотрудников в цифровой части снижается. Важно инвестировать в создание выделенных подразделений, развитие цифровых навыков сотрудников и адаптацию новых инструментов.

Игроки строительной отрасли выделяют на цифровизацию менее 1% выручки, тогда как лидеры в других индустриях — до 5%
Годовой бюджет на цифровизацию
Вопрос: Если говорить о годовом бюджете на цифровизацию в вашей компании, о каком приблизительном объеме идет речь?
В более 80% опрошенных компаний на цифровизацию выделяют до 100 млн руб. в год, в среднем менее 1% выручки. Для сравнения, лидеры российского рынка розничной торговли тратят на цифровизацию до 5%2.
Общий объем затрат на внедренные решения
Вопрос: Если говорить о затратах на конкретные внедренные направления, о каком приблизительном объеме идет речь?
Управление закупками, строительством и проектированием — ключевые направления, на которые выделяют наибольший бюджет. Девелоперам стоит задуматься об увеличении бюджета и выборе новых направлений цифровизации для ускорения роста и достижения конкурентных преимуществ.

«Прагматичный» подход «Самолета» к цифровизации девелоперского бизнеса
- Описываем сквозной девелоперский процесс
Формулируем целевой процесс и выявляем пробелы, не покрытые ИТ-решениями.
- Описываем целевой ИТ-ландшафт
Категории решений для закрытия пробелов.
- Готовим перечень цифровых решений
Подбираем конкретные решения для каждой категории.
- Составляем дорожную карту
Рассчитываем плановую эффективность и длительность внедрения. Составляем дорожную карту по запросам бизнеса.
- Запускаем пилотный проект
Оцениваем жизнеспособность решения и проводим верхнеуровневое подтверждение эффектов.
- Подводим итоги реализации пилота
Актуализируем и запускаем дорожную карту в работу.
За три года «Самолет» увеличил среднюю производительность труда на 57% за счет внедрения цифровых инструментов.
Цифровизация строительной отрасли России
Цифровизация строительной отрасли России идет полным ходом, и в ближайшие годы рынок ожидает многократное увеличение количества подобных проектов. Участники рынка по-разному подходят к выбору приоритетных направлений цифровизации. Одни рассматривают внедрение «модных» технологий, другие — выбирают более прагматичный подход и направления бизнеса, цифровизация которых приносит понятный, ощутимый и относительно быстрый бизнес-эффект.
При выборе программных продуктов бо́льшая часть девелоперов обращается к имеющимся на российском рынке вендорам в поисках решений с возможностью быстрого внедрения. Помимо этих критериев, мы рекомендуем также обращать внимание на подтвержденный опыт компании-разработчика программного решения, экспертные знания в предметной области и возможность долгосрочного развития и поддержки внедренных решений.
В завершение мы хотим пожелать нашим коллегам, партнерам и всем участникам рынка удачных и эффективных проектов. Не бойтесь цифровизации! Опираясь на опыт лидеров рынка, вы обязательно достигнете поставленных целей.
Контент данной статьи был взят/адаптирован из документа.