Режим работы: Пн — пт с 9:00 до 18:00

Цифровизация строительной отрасли 2024

Поделиться постом

Исследование состояния строительной отрасли России и готовности девелоперов к внедрению цифровых инструментов

Состояние цифровизации строительной отрасли

  • Строительная отрасль будет расти быстрее экономики России;
  • К 2028 году объем рынка цифровизации увеличится в 4 раза;
  • Представители бизнеса высоко оценивают приоритет цифровизации: более 80% респондентов отмечают, что она принесла реальный измеримый эффект за последние 2–3 года.

Направления цифровизации, барьеры и эффекты

  • Респонденты рассматривают как «модные» направления цифровизации, так и более прагматичные;
  • Среди прагматичных направлений лидируют закупки, проектирование и управление документацией;
  • Управление сроками и контроль качества строительных работ — следующие приоритеты цифровизации строительной отрасли;
  • Стоимость и скорость внедрения относят к основным барьерам цифровизации;
  • Более половины респондентов хотят измерять бизнес-эффекты, но только 40% понимают, как это делать.

Программные продукты и драйверы принятия решения

  • 70% девелоперов выбирают сторонние решения и внедрение внешними специалистами;
  • Сроки внедрения и функциональные возможности — основные критерии выбора стороннего решения;
  • Сроки и стоимость относят к основным барьерам при выборе стороннего решения.

Роли, бюджет и компетенции

  • Представители бизнеса лидируют цифровизацию и заинтересованы в конкретных бизнес-показателях;
  • Департамент цифровизации контролирует процесс, расходы и эффект;
  • С проникновением цифровизации в процессы компании все больше ощущается недостаток «цифровых» компетенций сотрудников;
  • Игроки строительной отрасли выделяют на цифровизацию менее 1% выручки, тогда как лидеры в других индустриях — до 5%.

Исследование SALT «Цифровизация девелоперов и генеральных застройщиков в России», 2024

Задачи исследования

  • Изучить текущее состояние цифровизации в строительной отрасли
  • Выявить барьеры, стимулы и проблемы внедрения цифровизации
  • Изучить подходы к оценке метрик и эффекта от цифровизации
  • Исследовать роли разных департаментов в проектах цифровизации
  • Получить представление о критериях выбора программных продуктов
  • Получить представление о бюджетировании внедрения цифровых продуктов

Целевая аудитория

Аудитория

Представители отраслей «строительство» и «девелопмент»

География

Россия, города с населением 500+ тыс. человек

Сегментация

  1. Количество объектов в текущей реализации: до 10, более 10.
  2. Метраж сданных в 2023 г. объектов: до 200 тыс. м², более 200 тыс. м².
  3. Срок работы на рынке: менее 5 лет, 5-10 лет, более 10 лет.
  4. Количество внедренных решений: до 14, 15 и более.
  5. Рассчитывается метрик: до 10, 10 и более.

Выборка — 200 человек

Позиция в компании

  • 27% Акционер
  • 22% Руководитель цифровизации
  • 21% Руководитель ИТ
  • 8% Генеральный директор
  • 7% Директор по цифровой трансформации
  • 15% Другое

Строительная отрасль будет расти быстрее экономики России

Национальные цели развития страны до 2030 года

  1. Обеспечить граждан жильем общей площадью не менее 33 м² на человека к 2030 году и не менее 38 м² к 2036 году;
  2. Повысить доступность жилья на первичном рынке.

Программа реновации жилищного фонда

К 2030 году более 30 млн м² жилищного фонда будет признано аварийным. На текущий момент около 100 млн м² имеют высокий уровень износа (более 65%) и могут быть включены в программы реновации в ближайшем десятилетии.

Реализация промышленных и инфраструктурных проектов

Правительство запланировало большое количество «мегапроектов», например, строительство атомных станций (Смоленская АЭС-2, Ленинградская АЭС-2 и Курская АЭС-2) и реализацию Программы газификации России ПАО «Газпром».

К 2028 году объем рынка цифровизации строительной отрасли увеличится в четыре раза

Респонденты рассматривают как «модные» направления цифровизации, так и более прагматичные

Выборочные инновационные решения, внедряемые в строительной индустрии:

— Дроны

— ИИ и машинное обучение

— Облачные технологии

— Блокчейн

— VR/AR

Компании могут быть склонны к использованию новых цифровых технологий, потому что это считается модным или современным. Однако инновационные решения в большинстве случаев внедрять сложно, дорого и долго, а эффективность сложно измерить.

Респонденты рассматривают как «модные» направления цифровизации, так и более прагматичные.

На что обращают внимание при выборе прагматичных направлений цифровизации:

— 73% — на сроки внедрения

— 72% — на сложность внедрения

— 67% — на стоимость внедрения

— 64% — на функциональные возможности

82% представителей серьезно относятся к оценке эффективности цифровизации бизнес-процессов, но только около 30% представителей бизнеса измеряют эффект до цифровизации, остальные — в процессе или после.

Прагматичный подход к цифровизации предполагает тщательное изучение конкретных потребностей компании, анализ текущих процессов и определение того, какие цифровые технологии могут реально улучшить эффективность бизнеса.

Среди прагматичных направлений лидируют закупки, проектирование и управление документацией

Причины выбора для цифровизации

Управление закупками

Повышение себестоимости строительно-монтажных работ и длительный срок закупочных процедур. Это направление дает «быстрые эффекты» на бюджет — одна из ключевых причин повышенного интереса к цифровизации направления.

Управление проектированием

Необходимость в ускорении начала строительства и закупочных процедур. Ключевые внедренные решения — управление бюджетом проектирования и аналитика. Чем больше площадь сданных объектов и размер компаний девелоперов, тем чаще внедряется это решение.

Управление документацией

Низкое качество рабочей документации, бесконтрольное внесение изменений и снижение удовлетворенности внутренних пользователей. Среди лидеров внедренных решений — управление проектной, рабочей и исполнительной документацией.

Управление сроками и контроль качества строительных работ — следующие приоритеты цифровизации строительной отрасли

Стоимость и скорость внедрения относят к основным барьерам цифровизации

Ограничивающие барьеры

  • 32% Высокая стоимость продукта и интеграции
  • 24% Высокая сложность и трудоемкость внедрения
  • 20% Конфликт интересов: ожидания бизнеса превышают фактический результат
  • 20% Сложность точного измерения эффекта от цифровизации

Опыт компании «Самолет» в преодолении барьеров

«Самолет» подготовил и запустил цифровизацию девелоперских процессов:

1. Разработана стратегия цифровизации строительного процесса;

2. Составлен портфель требуемых решений и функциональности для цифровизации;

3. Выделены метрики стоимости и трудоемкости;

4. Определены целевые эффекты.

На основании реализованных мероприятий специалисты «Самолета» составили дорожную карту цифровизации:

1. Цифровое решение выбирают на основании оценки экономической эффективности, а приоритет отдается соответствию стратегическим целям и бизнес-эффекту;

2. Подход к внедрению с пилотированием по имеющимся «шаблонам» позволяет снизить сложность и трудоемкость внедрения;

3. Создание понятной дорожной карты с выбором решений в соответствии с эффектами и ожиданиями бизнеса способствует уменьшению напряжения между заинтересованными департаментами.

Более половины девелоперов хотят измерять бизнес-эффекты, но только 40% умеют это делать

Выводы

Зрелые компании (с 15 и более внедренными решениями) почти вдвое чаще уделяют внимание подсчету эффекта цифровизации. Низкий уровень доверия к цифровым эффектам и непонимание методики подсчета являются ключевыми сложностями.

Вопрос: Оцените, пожалуйста, по 10-ти балльной системе степень вашего согласия со следующими вариантами продолжения фразы, где 1 — совершенно не согласен, 10 — полностью согласен.

Более половины девелоперов надеются, что смогут оценить эффект цифровизации на конкретных показателях и метриках.

Вопрос: Как вы относитесь к подсчету конкретного эффекта цифровизации в цифрах, процентах или других метриках эффективности?

Оценка эффектов цифровизации неоднозначна:

• 18% респондентов не пытаются его рассчитывать;

• 39% респондентов говорят о значительных затруднениях при расчете;

• у 43% компаний налажен процесс оценки эффектов.

Зрелые компании (15 и более внедренных решений) почти вдвое чаще уделяют внимание подсчету эффекта от цифровизации.

Вопрос: (М) Какие главные причины сложности измерения эффекта от цифровизации?

Низкий уровень доверия к эффектам цифровизации и непонимание методики подсчета являются ключевыми сложностями в их измерении. «Цифровой» индустрии важно уделить внимание обучению заказчиков методике оценки эффектов цифровизации.

Доля отмечающих эффекты — выше 80%, но только 50% начинают оценивать эффекты до внедрения

Топ-5 «эффективных» направлений

Респонденты видят эффект во всех направлениях, но в наибольшей степени он проявляется в «приемке квартир» и «контроле качества» — больше 90% компаний отмечают эффект в этих направлениях. Закупки, снабжение и управление строительством — больше 80%.

Топ-5 метрик эффективности

Вопрос: (М) Какие метрики вы используете при оценке эффекта от цифровизации?

Стоимость и сроки строительства лидируют среди метрик оценки эффективности цифровизации. Именно эти метрики компании пытаются считать и обращают внимание на них при выборе продукта.

Этапы оценки эффекта

Вопрос: (М) На каком этапе вы оцениваете эффект от цифровизации?

Около 50% оценивают эффекты до внедрения решений, остальные — в процессе или после.

Способы внедрения сторонних решений

Подход к внедрению продуктов

Вопрос: Какой подход к внедрению продукта для цифровизации вы предпочитаете использовать для каждого из направлений?

Подход к выбору продуктов близок для всех направлений — 60–70% выбирают сторонние решения.

Способы внедрения стороннего решения

Вопрос: Как чаще всего происходит внедрение решения?

Около 70% респондентов при внедрении полагаются на внешних специалистов.

Быстрое внедрение и функциональные возможности — основные критерии выбора стороннего решения

Критерии выбора сторонних решений

Вопрос: Какие главные критерии выбора сторонних решений?

Слабые стороны текущих решений на рынке

Роли и участники проектов цифровизации

Бизнес-заказчики лидируют цифровизацию, но ИТ-департамент играет ведущую роль в выборе решения

Согласно опросу, ведущую роль в проектах цифровизации играет ИТ-департамент. Однако бизнес-заказчику важно участвовать в выборе оптимального решения до достижения эффектов.

Департамент цифровизации контролирует процесс, расходы и результат цифровизации

Отдельный бюджет на цифровизацию выделяют только в 35% случаев. При планировании и инвестиционной оценке бюджет на цифровую трансформацию имеет смысл выделять в отдельную статью для контроля подразделением цифровизации в соответствии с дорожными картами.

Подход к бюджетированию проектов

Вопрос: Каким образом формируется бюджет на цифровизацию строительства?

Топ-5 источников бюджета

Вопрос: Бюджеты какого департамента являются основными для цифровизации строительства в вашей компании?

Значимость цифровой трансформации и её влияние

С проникновением цифровизации в процессы компании все больше ощущается недостаток «цифровых» компетенций сотрудников 1

Значимость цифровой трансформации растет, при этом уровень компетенции сотрудников в цифровой части снижается. Важно инвестировать в создание выделенных подразделений, развитие цифровых навыков сотрудников и адаптацию новых инструментов.

Игроки строительной отрасли выделяют на цифровизацию менее 1% выручки, тогда как лидеры в других индустриях — до 5%

Годовой бюджет на цифровизацию

Вопрос: Если говорить о годовом бюджете на цифровизацию в вашей компании, о каком приблизительном объеме идет речь?

В более 80% опрошенных компаний на цифровизацию выделяют до 100 млн руб. в год, в среднем менее 1% выручки. Для сравнения, лидеры российского рынка розничной торговли тратят на цифровизацию до 5%2.

Общий объем затрат на внедренные решения

Вопрос: Если говорить о затратах на конкретные внедренные направления, о каком приблизительном объеме идет речь?

Управление закупками, строительством и проектированием — ключевые направления, на которые выделяют наибольший бюджет. Девелоперам стоит задуматься об увеличении бюджета и выборе новых направлений цифровизации для ускорения роста и достижения конкурентных преимуществ.

«Прагматичный» подход «Самолета» к цифровизации девелоперского бизнеса

  • Описываем сквозной девелоперский процесс

Формулируем целевой процесс и выявляем пробелы, не покрытые ИТ-решениями.

  • Описываем целевой ИТ-ландшафт

Категории решений для закрытия пробелов.

  • Готовим перечень цифровых решений

Подбираем конкретные решения для каждой категории.

  • Составляем дорожную карту

Рассчитываем плановую эффективность и длительность внедрения. Составляем дорожную карту по запросам бизнеса.

  • Запускаем пилотный проект

Оцениваем жизнеспособность решения и проводим верхнеуровневое подтверждение эффектов.

  • Подводим итоги реализации пилота

Актуализируем и запускаем дорожную карту в работу.

За три года «Самолет» увеличил среднюю производительность труда на 57% за счет внедрения цифровых инструментов.

Цифровизация строительной отрасли России

Цифровизация строительной отрасли России идет полным ходом, и в ближайшие годы рынок ожидает многократное увеличение количества подобных проектов. Участники рынка по-разному подходят к выбору приоритетных направлений цифровизации. Одни рассматривают внедрение «модных» технологий, другие — выбирают более прагматичный подход и направления бизнеса, цифровизация которых приносит понятный, ощутимый и относительно быстрый бизнес-эффект.

При выборе программных продуктов бо́льшая часть девелоперов обращается к имеющимся на российском рынке вендорам в поисках решений с возможностью быстрого внедрения. Помимо этих критериев, мы рекомендуем также обращать внимание на подтвержденный опыт компании-разработчика программного решения, экспертные знания в предметной области и возможность долгосрочного развития и поддержки внедренных решений.

В завершение мы хотим пожелать нашим коллегам, партнерам и всем участникам рынка удачных и эффективных проектов. Не бойтесь цифровизации! Опираясь на опыт лидеров рынка, вы обязательно достигнете поставленных целей.


 

Контент данной статьи был взят/адаптирован из документа.

Содержание

Наши контакты

Мы ответим на вашу заявку в течение 1-2 рабочих дней

Москва, Зеленоград, Георгиевский проспект, дом 5, стр. 1, офис 70

    персональных данных